?

Log in

No account? Create an account
Хотя Кураев одно время любил говорить, что наука и религия могут быть союзниками против суеверия... - Южный парк альбигойского периода [entries|archive|friends|userinfo]
error_lapsus

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Хотя Кураев одно время любил говорить, что наука и религия могут быть союзниками против суеверия... [Aug. 15th, 2016|07:57 am]
error_lapsus
[Tags|, ]

...эта идея не подтверждается собственными данными Кураева:

"Если сравнивать характеристики сознания "определенно верующих" и "определенно неверующих", то есть, по сути, атеистов, то выясняется, что именно последние в 2-4 раза меньше подвержены влиянию суеверий, оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 57% и 21%, в астрологию - 29% и 15%, в спиритизм - 25% и 6%. Более того, распространенность веры в колдовство среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Так, численность верящих в колдовство, "порчу", дурной глаз почти одинакова среди посещающих церковь еженедельно (54%), 2-3 раза в месяц (59%), 1 раз в месяц (50%), 2-5 раза в полгода (54%); снижается она только среди посещающих церковь довольно редко - 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41% и 40%), еще ниже становится среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы также максимальное и почти неизменное число среди наиболее частых прихожан: среди посещающих церковь еженедельно - 34%, 2-3 раза в месяц - 39%, 1 раз в месяц - 34%. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше - 16%. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, что и пришли" (с) А. Кураев "Оккультизм в православии".
linkReply

Comments:
[User Picture]From: shilo_namylin
2016-08-15 05:38 am (UTC)
Тут еще вопрос, в чем главная причина. В церковных механизмах противодействия суевериям (как работают) или в контингенте, на который эти механизмы влияют.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: error_lapsus
2016-08-15 07:03 am (UTC)
Тут я бы сказал, что системных (то есть устойчиво и заметно работающих на массу верующих) механизмов противодействия суевериям в церкви и вовсе нет - зато есть устойчивые и заметно работающие механизмы, воспроизводящие и распространяющие эти суеверия. С контингетом это, разумеется, тоже связано, но, полагаю тут настолько устойчивая взаимосвязь, что уже трудно сказать, что в первую очередь сказывается - заражает внутрицерковная структура суевериями вновь прибывающий контингент или она притягивает к себе преимущественно именно такой контингент, который всегда готов этим заразиться.

В общем, как по поводу своих церковных злоключений написала nataly_hill - проблема именно в том, что "вот это вот всё" (суеверия, царебожие, домостроеславие, обскурантизм, запугивания адом и поиск бесов под кроватью) составляет систему, тогда как "механизмы противодействия" никакой системы не составляют, остаётся полагаться по сути на личную психологическую и когнитивную устойчивость верующего.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2016-08-15 01:59 pm (UTC)
Проблема в том, что честно верить в полную христианскую монотеистическую доктрину - почти так же трудно, как и в полную атеистическую. У неё одно общее с атеизмом - она таки простора фантазии не даёт, и сильно противоречит инстинктивному восприятию мира.
А подавляющее большинство даже священников, не говоря уж о "верующих" - всё ещё воспринимают метафизические процессы на уровне "Наш добрый бог победит их злого бога. Убьёт и съест".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: error_lapsus
2016-08-16 06:52 am (UTC)
Ну, сама идея, что люди правильно понимают действия и намерения Трансцендентного Абсолюта, при том, что не в состоянии даже мало-мальски убедительно доказать его существование, мне уже кажется в высшей степени странной :)

А тут, действительно, ещё и добавляется такая замечательная вещь, как аллегории и уподобления. А потом к этому добавляются "объяснения", что всё на самом деле не так, а в половине случаев добавляют, что как оно на самом деле, оно словами и вовсе невыразимо :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_in_mind
2016-08-16 07:23 am (UTC)
простите, не могли бы вы привести примеры противоречия атеистической доктрины и инстинктивного восприятия мира?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2016-08-16 12:39 pm (UTC)
С точки зрения инстинктивно-инфантильного восприятия мира - "если звёзды зажигают - значит это кому-нибудь нужно". Всякий наблюдаемый процесс имеет цель и смысл.
Атеизм же учит нас, что некоторые вещи происходят просто потому, что они происходят. Они никому не нужны, они не являются ни добром, ни злом - они просто есть. Смысл им может придать только разумный оценщик - то есть мы. Но мы не можем везде успеть, да и нафиг это нам не надо.
Поэтому наша фантазия начинает выдумывать разумного оценщика и движущую волю за каждой капающей в лесу капелькой росы. Либо множество таких воль (политеизм), либо одну, но способную наблюдать за всем сразу и направлять это всё (монотеизм).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_in_mind
2016-08-16 12:59 pm (UTC)
а, в этом смысле. понял вас, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)