?

Log in

No account? Create an account
«Чем жечь еретиков, лучше было бы сжечь епископа Фурнье» (с) один окситанский крестьянин. - Южный парк альбигойского периода [entries|archive|friends|userinfo]
error_lapsus

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

«Чем жечь еретиков, лучше было бы сжечь епископа Фурнье» (с) один окситанский крестьянин. [Apr. 7th, 2014|10:17 pm]
error_lapsus
[Tags|, , ]

В советской исторической науке было принято объяснять ереси средневековья как специфическую для феодальной формации форму классовой борьбы. Взгляд этот критиковали (иной раз даже справедливо) за односторонний подход к явлению. Но, если вдуматься, тут есть довольно интересная и важная мысль.

И в католической, и в катарской церкви имелись представители и феодалов, и горожан, и крестьян. Но в деятельности какой церкви специфически классовые интересы феодалов (особенно церковных) были особенно заметны? Тут, по-моему, всё более чем ясно. Собственно, феодального клира у катаров, в отличие от католиков, и вовсе не было. Причём кое-какие следствия этого, в том числе для себя лично, мог заметить даже неграмотный крестьянин. И замечал, судя по вынесенной в заголовок цитате, которая имеет совершенно конкретное продолжение: «…ибо он требует десятину от приплода ягнят или карнеляж». Можно сказать, идеально «классовое» и «материалистическое» обоснование.

Но даже за пределом собственно материальных интересов, я полагаю, у многих крестьян (да и не только у них) возникала мысль: вот есть католические священники (епископы, архиепископы, папа римский) и есть Добрые Люди у катаров. И те, и другие утверждают, что они хотят спасти наши души. В тонкости теологии большинству мирян вникнуть мудрено, если вообще возможно, но вот некоторые другие вещи всем бросаются в глаза. В частности, то, что одни, помимо молитв, соблюдения обрядов и благочестивого поведения требуют от верующих уплаты десятины, денег на строительство храмов, денег за службы, специального налога в Рим и т.д., причём эти требования имеют тенденцию к нарастанию, а верхушка церкви именно за счёт этих собранных средств живёт роскошнее иных вельмож. У других, в то же самое время, нет ни роскошных храмов, ни дворцов, ни богатейшей иерархической верхушки, а даже дворяне, вступающие в ряды Добрых Людей, обязаны питаться либо от трудов своих рук, либо милостыней верных, сколько тем не жалко подать. При этом сравнении невольно напрашивается мысль: кто из этих двух церквей больше озабочен спасением душ, а кто совсем другими вещами? Причём, участь нищенствующих орденов в самой католической церкви и их очень быстрая трансформация в отнюдь не нищенствующие (с попутным выбиванием тех францисканцев, которые пытались следовать заветам основателя) тут тоже очень показательна.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: credentes
2014-04-07 07:31 pm (UTC)
"либо от трудов своих рук, либо милостыней верных"

Исключительно трудом своих рук (или по крайней мере, посильно работать в общине). Милостыня появилась в период преследований, когда зарабатывать часто было невозможно. Фандрейзинг, правда, всегда приветствовался. Этим катарский клир отличался от вальденсов, у которых проповедники не работали.

С уважением
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: error_lapsus
2014-04-08 02:54 am (UTC)
А, понятно, спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: credentes
2014-04-07 07:33 pm (UTC)
На мой взгляд, обычных людей интересовали и экономические, и идеологические проблемы. По реестрам Инквизиции видно огромный интерес публики к дискуссиям и разговорам на религиозные темы, и часто даже неграмотные люди, которые общались с катарским клиром, могли очень вменяемо рассуждать на теологические темы.

С уважением
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: error_lapsus
2014-04-08 02:56 am (UTC)
Вот до собственно материалов Инквизиции у меня пока руки не дошли. Хотя лежит на компьютере сборник материалов по 40-м годам 13 века в переводе на английский (параллельно латинский текст и английский перевод), но я его пока ещё не читал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: credentes
2014-04-08 07:14 pm (UTC)
Дойдут, думаю.
С уважением
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: myrngwaur
2014-04-08 04:05 am (UTC)
С другой стороны, в определенном смысле катаризм находился в чудесном симбиозе с феодализмом, потому что не пытался перехватывать у феодалов власть и влияние. Одна из главных проблем Кат.Церк. - что церковники все время подменяли собой феодалов.

Так что странная это была классовая борьба, все равно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: credentes
2014-04-08 07:15 pm (UTC)
С феодализмом эпохи небольших образований, а не централизованных государств. Первая европейская глобализация стала для него смертельной угрозой.

С уважением
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: error_lapsus
2014-04-09 03:01 am (UTC)
Так стремление к светской власти неизбежно ведёт к феодализации церковной верхушки в этих условиях. Потому что какая ещё может быть общественная верхушка в феодальном обществе как не феодальная?
(Reply) (Parent) (Thread)